Головна » Статті » Матеріали » Поради психолога

"Преступление и наказание"
Вас консультує Валентина Василівна Малова -  практичний психолог – гештальттерапевт, тренер Московського гештальтінституту. Працює в галузі індивідуальної та групової психотерапії, з родинами (взаємини в парі, сімейні сценарії), з дітьми (вікові кризи, стосунки з батьками),  організаціями (зміна "ситуації збою", коучинг).

"Преступление и наказание"

«Мой сын Андрей  после ссоры и драки с одноклассниками стал прогуливать школу. Разговоры и убеждения не помогли, отец устроил серьезную  порку. После этого мальчик  3 суток не ночевал дома… Сейчас вроде всё вернулось на свои места, но на душе тяжело, ощущение, что мы с мужем делаем что- то не  то в воспитании сына…» Ангелина, 34 года.

Бывают случаи, когда взрослые долж­ны наказать ребенка. Наказание необходимо для того, чтобы у ребенка создавался определенный нравственный опыт, привычка считаться с требованиями окружающих, умение управлять своим поведением, а также для того, чтобы у него формировались чувство долга и ответствен­ность за свои поступки.

Однако, применяя наказание, родители должны знать, что это острый и тонкий инструмент воспитания и что пользоваться им надо осторожно, а главное, умеючи.

Наказание, примененное в пылу раздражения, без уче­та всех обстоятельств, в которых был совершен проступок, может привести к нарушению кон­такта между родителями и детьми, может вызвать отчуж­дение, взаимное недоверие и даже озлобленность.

Неумело наложенное наказание может привести и к тому, что у ребенка возникнет неприязнь к предъявляе­мым ему требованиям или к тому делу, за невыполнение которого его наказали, например неприязнь к учёбе или труду.

Прежде чем применять наказание, надо овла­деть этим обоюдоострым средством воспитания, понять, какие наказания и в каких обстоятельствах можно приме­нять, а какие и когда применять, безусловно, не следует.

Готовых рецептов о том, когда и какое именно наказание применять нет и не может быть, так как каждый поступок носит совершенно индиви­дуальный характер. В каждой конкретной ситуации нужно принимать решение о наказании по-разному, в зави­симости и от обстоятельств, при которых  совершен проступок, и от того, что представляет собой подросток - часто ли он совершал такие поступки; сделал ли он это в состоянии обиды, раздражения или же это заранее обдуманный поступок; а может быть, здесь имело место подра­жание, боязнь осуждения сверстниками.

Что же надо учитывать, применяя наказание?

Прежде всего, надо помнить, что должны быть категори­чески исключены все наказания, унижающие личность ре­бенка, рассчитанные на физическую боль, страх перед та­кой болью, на то, чтобы подавить, сломить, затормозить волю ребенка.

Для того чтобы наказание не унижало детей и чтобы оно не только пресекало дурное поведение, но и вызывало у ребенка активное желание вести себя лучше, надо со­блюдать и многие другие условия и правила.

Одно из таких правил заключается вот в чем: наказы­вать детей можно за определенный конкретный проступок, а не вообще, так сказать, «по совокупности».

Ведь если ребенок наказан за определенный проступок, то он понимает, чего от него требуют и что именно он должен изменить в своем поведении, чтобы оно соответст­вовало требованиям взрослых.

КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ
Тел. (0552) 42-10-16, 050 6410398, 067 1827125, 093 5614538
e-mail v_malova@mail.ru
Категорія: Поради психолога | Додав: Admin (08.02.2010)
Переглядів: 563