Головна » Статті » Матеріали » Поради психолога |
Принуждение и наказание - самые тонкие и сложные средства воспитания
Вас консультує Валентина Василівна Малова - практичний психолог –
гештальттерапевт, тренер Московського гештальтінституту. Працює в галузі
індивідуальної та групової психотерапії, з родинами (взаємини в парі,
сімейні сценарії), з дітьми (вікові кризи, стосунки з батьками),
організаціями (зміна "ситуації збою", коучинг). Принуждение и наказание - самые тонкие и сложные средства воспитания Елена, 29 лет: «Мы с мужем в последнее время очень «горячо» разговариваем о том, какой линии придерживаться в воспитании детей (сыну – 4 года, дочери – 12лет). Можно ли их наказывать физически, жестко требовать выполнения наших требований?» Очень трудно убедить родителей в том, что, казалось бы, противоречит их повседневному жизненному опыту и тем традициям, которые пришли к нам из далекого прошлого. Всякое — не только физическое — наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого - все эти меры воспитания могут применяться лишь в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. Иначе перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред. Маленький человек рождается, как известно, без всяких знаний, навыков и умений, но с огромными и настойчивыми потребностями. Он хочет есть, пить, спать, двигаться, и, кроме того, он хочет воспринимать мир. Сначала эта активность очень примитивна: ребенок хватает все, что видит вокруг себя, и при этом, главным образом, то, что ему трогать не положено, так как именно это является для него наиболее новым и необычным; он всюду упорно лезет, многое портит и разбивает, часто сам попадает в беду: падает, обжигается, может поранить себя или других. Это все мешает окружающим, раздражает их. Однако взрослые должны помнить, что, хотя маленький ребенок часто выглядит просто упрямым или даже проказливым, его поведение диктуется не дурной волей, а огромной важности потребностью, и потребность эту не только нельзя подавлять, ее надо всячески беречь и развивать. Ведь это та самая потребность, без удовлетворения которой детский мозг, детский разум, вся детская психика не могут нормально развиваться. Что получается в таких случаях? Возьмем сначала самый благополучный вариант: ребенок после шлепка, после окрика действительно утихомирился, он со слезами или молча, отказался от своего первоначального намерения и подчинился взрослому. В таких случаях взрослый, как правило, испытывает полное удовлетворение. Он дисциплинировал ребенка, заставил его послушаться, привел к порядку. А ведь такой «успех» в подавляющем большинстве случаев оплачен дорогой ценой. Хорошо еще, если одергивания и наказания бывают изредка. Но представьте себе, что они становятся системой. Тогда у маленьких детей начинает постепенно развиваться пассивность, безволие, равнодушие к окружающему, у них пропадает пытливость, любознательность, они теряют инициативу, у многих детей возникает неуверенность в себе, робость, чувство собственной неполноценности. Однако все эти последствия сказываются не сразу, они долгое время скрыты от поверхностного взгляда. Поэтому некоторые недальновидные и недостаточно сведущие люди остаются при твердом убеждении, что их воспитание хорошо, что наказание, принуждение — это очень легкие, удобные и быстро действующие средства. А то, что их ребенок растет пассивным и робким, они относят за счет его натуры. Но бывает и по-другому. Ребенок может обладать такой силой и напряженностью потребностей, что взрослому не удастся легко подчинить его своему влиянию. Тогда активность ребенка, его настойчивые желания и стремления столкнутся с противодействием взрослого, и возникнет острый, трудно разрешимый конфликт. Если такие конфликты повторяются часто, отношения между ребенком и взрослым приобретают характер затяжной неравной борьбы, в итоге которой проигрывают обе стороны. Страдает ребенок — коверкается его личность, страдает и взрослый, причем страдает и за себя, и за ребенка. КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ Тел. (0552) 42-10-16, 050 6410398, 067 1827125, 093 5614538 e-mail v_malova@mail.ru | |
Категорія: Поради психолога | Додав: Admin (12.02.2010) | |
Переглядів: 608 |