Головна » Статті » Матеріали » Поради психолога

Эти упрямые подростки…
Вас консультує Валентина Василівна Малова -  практичний психолог – гештальттерапевт, тренер Московського гештальтінституту. Працює в галузі індивідуальної та групової психотерапії, з родинами (взаємини в парі, сімейні сценарії), з дітьми (вікові кризи, стосунки з батьками),  організаціями (зміна "ситуації збою", коучинг).

Эти упрямые подростки…

«Мой стаж работы учителем в школе – 4 года, и я постоянно сталкиваюсь с непреодолимым упрямством  подростков»…

У школьника требования взрослых падают на очень сложную психологическую почву - сталкиваются с те­ми требованиями, которые он сам предъявляет к себе и к окружающим. Например, взрослые считают, что грубить учителю или  родителям плохо и стыдно, а подростки рассматривают такое поведение как «геройст­во». Взрослые считают, что топтать газоны в парке, ломать ветки деревьев и задирать прохожих — хулиганство; а подросток может считать это особым ухар­ством и гордиться тем, что он не боится поступать таким образом, вопреки запретам окружающих. Более того, есть и такие подростки, которые полагают, что украсть можно, что «работают только ишаки» и т. д.

Если бы эти подростки уступили требованиям взрослых и стали бы вести себя иначе, они искренне считали бы, что проявили малодушие.

Угрозами и наказаниями можно добиться того, что школьник станет посту­пать согласно нашему требованию, но вопреки своим убеждениям. Но это будет очень тяжелая и вредная для подлинного вос­питания победа.

Во-первых, мы заставим школьника проявить слабость и изменить своим убеждениям. А это уже само по себе плохо, какими бы ни были сами его убеждения. Другое дело, если бы удалось изменить, перестроить эти убежде­ния! Но такого результата нельзя добиться ни наказанием, ни каким-либо другим методом принуждения.

Во-вторых, школьник, подчинившийся взрослым, но оставшийся при своем мнении, будет вести себя по указа­нию взрослых только до тех пор, пока над ним висит угроза наказания. А как только «с глаз долой»... так он снова вер­нется к своему прежнему поведению. Путем принуждения и подавления мы добиваемся лишь формального подчине­ния моральным нормам, формального отношения к ним.

Но ведь это совсем не тот результат воспитания, к кото­рому мы должны стремиться.

Кроме того, попытки заставить школьника во что бы то ни стало, под угрозой наказания, выполнять требования, которые кажутся ему неправильными или несправедливы­ми, вызовут у него неуважение и недоверие ко взрослому, а это имеет гибельные последствия для дальнейшего вос­питания.

Есть семьи, где родители и дети полностью перестают понимать и уважать друг друга. В таких семьях влияние родителей на детей сводится к нулю, и взрослые теряют возможность руководить формированием личности своих детей.

Таким образом, для правильного воспитания в школь­ном возрасте, так же как и в младших возрастах, надо постараться, чтобы ребенок «принял» требование взросло­го, поверил в него, захотел его выполнить. Иначе говоря, надо добиваться того, чтобы требование, которое мы предъявляем к школьнику, и особенно к подростку, стало бы и его собственным требованием к самому себе. А это значит, что взрослые должны в первую очередь влиять на его желания, убеждения, взгляды, идеалы и лишь в редких случаях прибегать к принуждению и наказаниям, ни в ко­ем случае не превращая их в систему.

КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ
Тел. (0552) 42-10-16, 050 6410398, 067 1827125, 093 5614538
e-mail v_malova@mail.ru
Категорія: Поради психолога | Додав: Admin (10.02.2010)
Переглядів: 609