Головна » Статті » Матеріали » Поради психолога |
Эти упрямые подростки…
Вас консультує Валентина Василівна Малова - практичний психолог –
гештальттерапевт, тренер Московського гештальтінституту. Працює в галузі
індивідуальної та групової психотерапії, з родинами (взаємини в парі,
сімейні сценарії), з дітьми (вікові кризи, стосунки з батьками),
організаціями (зміна "ситуації збою", коучинг). Эти упрямые подростки… «Мой стаж работы учителем в школе – 4 года, и я постоянно сталкиваюсь с непреодолимым упрямством подростков»… У школьника требования взрослых падают на очень сложную психологическую почву - сталкиваются с теми требованиями, которые он сам предъявляет к себе и к окружающим. Например, взрослые считают, что грубить учителю или родителям плохо и стыдно, а подростки рассматривают такое поведение как «геройство». Взрослые считают, что топтать газоны в парке, ломать ветки деревьев и задирать прохожих — хулиганство; а подросток может считать это особым ухарством и гордиться тем, что он не боится поступать таким образом, вопреки запретам окружающих. Более того, есть и такие подростки, которые полагают, что украсть можно, что «работают только ишаки» и т. д. Если бы эти подростки уступили требованиям взрослых и стали бы вести себя иначе, они искренне считали бы, что проявили малодушие. Угрозами и наказаниями можно добиться того, что школьник станет поступать согласно нашему требованию, но вопреки своим убеждениям. Но это будет очень тяжелая и вредная для подлинного воспитания победа. Во-первых, мы заставим школьника проявить слабость и изменить своим убеждениям. А это уже само по себе плохо, какими бы ни были сами его убеждения. Другое дело, если бы удалось изменить, перестроить эти убеждения! Но такого результата нельзя добиться ни наказанием, ни каким-либо другим методом принуждения. Во-вторых, школьник, подчинившийся взрослым, но оставшийся при своем мнении, будет вести себя по указанию взрослых только до тех пор, пока над ним висит угроза наказания. А как только «с глаз долой»... так он снова вернется к своему прежнему поведению. Путем принуждения и подавления мы добиваемся лишь формального подчинения моральным нормам, формального отношения к ним. Но ведь это совсем не тот результат воспитания, к которому мы должны стремиться. Кроме того, попытки заставить школьника во что бы то ни стало, под угрозой наказания, выполнять требования, которые кажутся ему неправильными или несправедливыми, вызовут у него неуважение и недоверие ко взрослому, а это имеет гибельные последствия для дальнейшего воспитания. Есть семьи, где родители и дети полностью перестают понимать и уважать друг друга. В таких семьях влияние родителей на детей сводится к нулю, и взрослые теряют возможность руководить формированием личности своих детей. Таким образом, для правильного воспитания в школьном возрасте, так же как и в младших возрастах, надо постараться, чтобы ребенок «принял» требование взрослого, поверил в него, захотел его выполнить. Иначе говоря, надо добиваться того, чтобы требование, которое мы предъявляем к школьнику, и особенно к подростку, стало бы и его собственным требованием к самому себе. А это значит, что взрослые должны в первую очередь влиять на его желания, убеждения, взгляды, идеалы и лишь в редких случаях прибегать к принуждению и наказаниям, ни в коем случае не превращая их в систему. КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ Тел. (0552) 42-10-16, 050 6410398, 067 1827125, 093 5614538 e-mail v_malova@mail.ru | |
Категорія: Поради психолога | Додав: Admin (10.02.2010) | |
Переглядів: 649 |