Головна » Статті » Матеріали » Поради психолога |
"Преступление и наказание"
Вас консультує Валентина Василівна Малова - практичний психолог –
гештальттерапевт, тренер Московського гештальтінституту. Працює в галузі
індивідуальної та групової психотерапії, з родинами (взаємини в парі,
сімейні сценарії), з дітьми (вікові кризи, стосунки з батьками),
організаціями (зміна "ситуації збою", коучинг). "Преступление и наказание"
«Мой сын Андрей после ссоры и драки с одноклассниками стал
прогуливать школу. Разговоры и убеждения не помогли, отец устроил
серьезную порку. После этого мальчик 3 суток не ночевал дома… Сейчас
вроде всё вернулось на свои места, но на душе тяжело, ощущение, что мы с
мужем делаем что- то не то в воспитании сына…» Ангелина, 34 года. Бывают случаи, когда взрослые должны наказать ребенка. Наказание необходимо для того, чтобы у ребенка создавался определенный нравственный опыт, привычка считаться с требованиями окружающих, умение управлять своим поведением, а также для того, чтобы у него формировались чувство долга и ответственность за свои поступки. Однако, применяя наказание, родители должны знать, что это острый и тонкий инструмент воспитания и что пользоваться им надо осторожно, а главное, умеючи. Наказание, примененное в пылу раздражения, без учета всех обстоятельств, в которых был совершен проступок, может привести к нарушению контакта между родителями и детьми, может вызвать отчуждение, взаимное недоверие и даже озлобленность. Неумело наложенное наказание может привести и к тому, что у ребенка возникнет неприязнь к предъявляемым ему требованиям или к тому делу, за невыполнение которого его наказали, например неприязнь к учёбе или труду. Прежде чем применять наказание, надо овладеть этим обоюдоострым средством воспитания, понять, какие наказания и в каких обстоятельствах можно применять, а какие и когда применять, безусловно, не следует. Готовых рецептов о том, когда и какое именно наказание применять нет и не может быть, так как каждый поступок носит совершенно индивидуальный характер. В каждой конкретной ситуации нужно принимать решение о наказании по-разному, в зависимости и от обстоятельств, при которых совершен проступок, и от того, что представляет собой подросток - часто ли он совершал такие поступки; сделал ли он это в состоянии обиды, раздражения или же это заранее обдуманный поступок; а может быть, здесь имело место подражание, боязнь осуждения сверстниками. Что же надо учитывать, применяя наказание? Прежде всего, надо помнить, что должны быть категорически исключены все наказания, унижающие личность ребенка, рассчитанные на физическую боль, страх перед такой болью, на то, чтобы подавить, сломить, затормозить волю ребенка. Для того чтобы наказание не унижало детей и чтобы оно не только пресекало дурное поведение, но и вызывало у ребенка активное желание вести себя лучше, надо соблюдать и многие другие условия и правила. Одно из таких правил заключается вот в чем: наказывать детей можно за определенный конкретный проступок, а не вообще, так сказать, «по совокупности». Ведь если ребенок наказан за определенный проступок, то он понимает, чего от него требуют и что именно он должен изменить в своем поведении, чтобы оно соответствовало требованиям взрослых. КОНТАКТНА ІНФОРМАЦІЯ Тел. (0552) 42-10-16, 050 6410398, 067 1827125, 093 5614538 e-mail v_malova@mail.ru | |
Категорія: Поради психолога | Додав: Admin (08.02.2010) | |
Переглядів: 598 |